Теплый январь Восточного Крыма

Январский прогноз нарисовал аномально теплые погоды, и мы, не теряя времени, организовали поход по Восточному Крыму. Трек должен был провести нас из поселка Переваловка в  прибрежное поселение Морское, но подброшенная монетка январским утром, в свете восходящего солнца, слегка изменила наш путь.( перейти к пройденному треку)

Об этом и не только в тексте, фото и панорамах приведенных ниже.

Утро началось крайне рано в полной темноте, добравшись до Симферополя на автобусе, мы пересеклись с нашим третьим спутником, который примчал к нам из Бахчисарая.

На автовокзале, вдыхая увядающие ароматы некогда былого здесь двухэтажного McDonald’s-a, мы взяли билеты на Грушевку (движение в сторону Судака), уточнив у кассирши, что нам надо обязательно до Переваловки. Билеты куплены, места в автобусе на галерке заняты и, наслаждаясь утренней прохладой, начали беседу о легкоходстве и радостях возлежании в кровати в выходной день под одеялом.

Наш томный разговор прервал работник автовокзала, заскочивший в наш пустой автобус с криком: «Ребята, вы на Грушевку? Ваш автобус уходит!!!»

Дикий алярм разбудил нас окончательно и, вывалив с рюкзаками из транспорта, мы увидели уходящий автобус.

К счастью ит воз э биг мистейк оф женщины-кассирши, билеты она дала нам до Грушевки на автобус, который шел на Феодосию, и это был неподходящий вариант, а сидели мы как раз в нужном автобусе, который шел на Судак. Одним словом по другим билетам, мы вернулись на наши уже нагретые места и тронулись в путь.

За окошком было солнечно, что ни могло не радовать.

Прибыв в Переваловку, погода слегка изменилась. Небо затянуло и на остановке, одев и поддев одевку и поддевку мы нырнули в лес, двинув строго на запад.

East Crimea

Лес был сказочно тих и приятен.

Ввиду близости поселений, вокруг то и дело были видны следы лесорубов.

Тропа нас вывела на поляну под названием Эски-Юрт (в переводе с крымскотатарского — «старое селение», «старая ставка»).

Здесь решено было сделать привал и принять второй завтрак, потому как первый был часов в пять утра еще дома.

На поляне был расположен первый на нашем треке памятный след пути партизанской славы.

Табличка гласила:

«Лесная поляна Эски-Юрт.
Здесь в ноябре-декабре 1941г. дислоцировался и вел боевые операции Феодосийский партизанский отряд.
Слава защитникам Родины.
От комсомольцев и молодежи г.г. Феодосии, Судака
Апрель 1983г»»

East Crimea

Перекусив и отдохнув, мы двинули в гору, уходя на юго-запад этих дивных мест.

Поднявшись, мы вышли на полянку, лицезрея продолжение чествования партизанской славы.

Здесь находилась землянка заставы Феодосийского партизанского отряда

Место базирования партизанских отрядов 1-го партизанского района(декабрь 1941 — февраль 1942). На поляне располагаются три памятника:
— памятная табличка турклуба «Карадаг» на стелле при подъеме к поляне;
— партизанская землянка с табличкой;
— памятный знак на поляне от молодежи КЗПДТ.
Застава прикрывала с запада место базирования Феодосийского партизанского отряда (до базы партизан от этого места 700 метров), а из родника, расположенного на этой заставе, партизаны брали воду. (ист. инф.  Валентин Нужденко — ссылка на travel.org)

East Crimea

Вид землянки изнутри. Землянка восстановлена и работать над ней продолжают, о чем гласят объявления развешенные на стене.

Передохнув на поляне двинули далее в гору.

Путь наш сегодня пересекался с партизанской историей Великой отечественной войны.

Оказавшись на горе Куркушлу-Оба (с крымско-татарского «сова» + «вершина» (утверждают, что с востока вершина похожа на голову совы) мы сделали очередной привал с фотофиксацией памятников и крымсковосточных видов.

Эта высота была местом дислокации Феодосийского партизанского отряда в 1941-1942 годах после того, как партизаны были вынуждены под натиском карателей покинуть первоначальное место дислокации в урочище Кизил-Таш. (ист. инф. — ссылка на travel.org)

Поснимали Судак, хребты, не забыл и снят чей-то маленький покинутый дом.

East Crimea

В пасмурной серости и безветренной тишине было что-то завораживающее.

Каждый фотографировал как мог и все вокруг.

Лес рисовал сказочные картины, страдая от неведомых болезней и…

вростая сам в себя.

Местами, несмотря на конкретную теплоту, лежал еще мокрый снег.

Подъем все тянулся и вывел нас на хребет Хамбал (название от тюрк. «камбал» — горб, ср. «камбал оты» — физалис (растение с плодами, заключёнными в крупную красную коробочку).

С хребта открылись новые виды.

А на самом хребте памятники.

Один — трехгранный металлический обелиск без надписи, а второй памятник партизанам Судакского отряда, гласивший:

«На этих могилах не ставят крестов
Сюда ходят люди покрепче,
на этих могилах нет заплаканных вдов,
но разве от этого легче…

В память о партизанах Судакского отряда сражавшегося в 1941-44 гг.

Благодарные ученики Дачновской СШ в год 65 годовщины Великой Победы 2010г»

East Crimea

На хребте было потрясающе и умиротворенно, к сожалению передать цвета уходящего солнца, режущих облака лучей и тишину этой картины тяжело, так что делал фотографии, чтобы хоть как-то запечатлеть эти прекрасные моменты.

После хребта спустились вниз в направлении турстоянки Ай-Серез (греческое Агиос Сергиос — Святой Сергий).

Наш путь следующего дня должен был лежать в направлении гор Сан-Алан и Сасыхан-Тепеси, а затем между селениями Ворон и Междуречье прямиком в Морское. Но возникла идея ломануть по хребту Орта-Сырт. Поддавшись на азарт, кинули монету, монета показала — Морское. Но, плюнув на «орел или решка», и вопреки записанному треку было принято решение идти на Орта-Сырт.

И недалеко от родника Камбал поставили лагерь, разложив каждый сам для себя свои апартаменты.

East Crimea

Отужинав, разлеглись по палатам и начали засыпать, вспоминая увиденные красоты.

Но не тут то было, приключения не дают путникам ни единого шанса расслабиться!

Проснулся я слыша сквозь сон лай и вой нескольких собак.

Первая мысль, посетившая меня — что за дурацкие звуки во сне, но сон таял, а звуки становились четче. Где-то в темноте, выли и лаяли собаки.

Сознание после сна трезвело быстрее и мысль №2 — который сейчас час? И тут же мысль №3, она же констатация факта — до ближайшего поселения километров 6-7 и это по прямой, а так путь не близок. Откуда же здесь собаки?

Лай, чередующийся с подвыванием, нарастал в судорожной темноте.

Мои соседи тоже проснулись и началась шепотная дискуссия. Мы гадали, что за животные потревожили нас и почему они не спят. Выдвигались разные гипотезы вплоть до того, что лают и воют мутировавшие олени.

Тревожное обсуждение прервал усиливающийся лай и… НЕЧТО, пронесшееся недалеко от нашего лагеря, ломая кусты и ветки на своем пути.

Признаться честно, труханул я порядком. Мысль о том, что стая диких собак гоняет кого-то по лесу, а ввиду того, что загоняемый, судя по всему пронеся мимо нас, и собаки будут скоро здесь, будоражила меня конкретно.

А время на часах (это к возникшему вопросу №2) было только 00:30, до рассвета еще далековато.

Поразмыслив, я прижал к себе фонарь, свисток от рюкзака и пододвинул ближе свой штатив, который несмотря на свои внушительные размеры, которые в походе обычно заставляют меня физически мучиться, таская его за спиной, в данный момент радовали. И я представлял как буду героически отбиваться им в ночи под луной.

Соседи же мои приготовились тоже: нож, треккинговые палки и фонари, были наготове.

Лай не прекращался, но и к счастью не приближался. В какой-то момент я понял, что мне уже просто по-барабану, смерившись с мыслью о приходе ночных гостей.

Спустя минут 30-40 всего этого ночного действа, прозвучал благоговейный звук, который заставил расслабить булки в спальных мешках…

— БА-БАХ!!! — крикнуло ружье всему лесу, и мы выдохнули. Охотник со своими собаками.

Хотя скорее всего браконьер, потому как, кто еще в час ночи будет шататься по лесу.

Расслабившись, мы предались сонной неги. Я отпустил фонарь, ножи и палки улеглись, звуки собак начали удаляться, и был еще выстрел, но уже дальше.

Кое-как задремали и уснули.

Утро встретило нас ярким солнцем и прохладной.

Умылись в роднике Камбал, позавтракали и, вспомнив про монетку, плюнули на нее и твердо шагнули на Орта-Сырт.

Первые шаги на открывающиеся виды с хребта, придали сил и уверенности в этом дне, несмотря на легкий недосып после ночного акустического шоу от собак Баскервилей.

East Crimea

Фотографии и панорамы первых видов при взгляде на восток с хребта Орта-Сырт (в переводе с крымскотатарского — «серединный хребет»)

С хребта, глядя на западное направление, просматривались, местами в снегу, часть массива Караби-Яйлы, горы Южная и Северная Демерджи, Бабуган,  и все это дело, лаконично завершаясь, ныряло в море с облаками «нереализовавшим себя» вулканом  Аю-Даг, он же Медведь гора. В южном направлении светился в утренней дымке Судак. Восток красовался урочищем Карагач, а за спиной остался наш чудный хребет Хамбал.

Далее серия фотографий этих шикарных природных картин.

В одном месте часть хребет Орта-Сырт под натиском столь конкретных перепадов погоды (то снег по пояс, то +18-20, как было у нас в этот день) не выдержал, и огромный валун размером с мироавтобус отвалился и ушел на десяток метров вниз, благо это произошло до нашего появления на этой тропе.

Возвращаясь к теме погоды: действительно было жарко, это был не январь! Ощущение, что идешь в начале октября или апреля. Ветра нет, солнце печет и воздух,  как было уже сказано, +18-20. Зима… Восточно-крымская зима! Хоть ложись на желтую, теплую мягкую траву на склоне хребта и загорай!

Спустились с хребта Орта-Сырт и нырнули в балку Су-Чаптран  (с крымско-татарского «мчащаяся вода») — это каменистая балка, по которой сходит вода, но в наш день она была суха.

East Crimea

Балка заканчивалась водопадом Су-Чаптыран, который тоже оказался не столь богатым и не искрился горной водой.

Далее тропа средь виноградников вывела нас на территорию совхоз-завода «Весёловский», где мы устроили фотосессию раритетной заправки.

И вот она трасса на Судак, прокуковав минут 40, тщетные попытки засотпить кого-то, были вознаграждены рейсовой «Газелью», которая домчала нас до Судака, там на автобус в Симферополь и вечерняя электричка довезла нас уже по темноте в Севастополь.

East Crimea

Вот такой он гостеприимный, чарующий и теплый январь Восточного Крыма.